Проект "Мир звуков"


 Проект "Мир звуков" подготовительная группа
Тип проекта: информационно – исследовательский
По содержанию:  изготавливая звучащие игрушки, участвуя в инсценировках, показывая сказки-шумелки малышам, устраивая концерты с применением шумящих музыкальных  инструментов, самостоятельно добывая информацию о причинах, свойствах, характеристиках звука, дети учатся на основе проведенных опытов и экспериментов делать выводы и заключения, использовать полученные знания на практике (в игре).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
По продолжительности реализации проекта: декабрь, январь, февраль.
Проблема: всё чаще педагоги и психологи отмечают у большинства первоклассников синдром «слухового невнимания» - неумение слышать педагогов, одноклассников, себя. Исправлять такое положение вещей очень тяжело, проще не допустить.

«Покажи – и я забуду, расскажи и я запомню, дай попробовать и я пойму»
Актуальность: основная цель дошкольного образования – научить детей самостоятельно строить свои отношения с природой, с предметами рукотворного мира, с другими людьми; самостоятельно осуществлять действия по самопознанию, самооценке, самоопределению и формировать через это отношение к самому себе.
            В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Познавательное развитие», реализация которой предполагает развитие не только любознательности и познавательной мотивации детей, но также и формирование у них первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Детей исследованию необходимо обучать. Существует такое понятие, как «исследовательское обучение», которое было введено А. И. Савенковым (советским и российским психологом и педагогом, специалистом в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения). Главная цель исследовательского обучения: формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В реализации названных задач неоценимую помощь нам оказывает цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Цифровая лаборатория позволяет работать одновременно со всеми каналами восприятия ребенка: аудиальным, визуальным и кинестетическим. Работая с цифровой лабораторией, мы решили более подробно изучить такое физическое явление, как звук. Способность человека воспринимать звуки (слышать) является одной из самых важных. Среди огромного количества преимуществ, которые дает человеку возможность различать звуки, очень трудно выделить наиболее главные:
·         голос матери: психологи говорят о необходимости для человека слышать его с первых дней жизни;
·         звуки, сигнализирующие об опасности: различные гудки, сирены и т.п.;
  • музыка: искусство, в основе которого лежат звуки, оно не только передает сообщения, но и успокаивает, помогает снять стресс;
  • шум моря, журчание ручья, мурлыканье кошки - эти звуки способны пробуждать в человеке самые теплые чувства и воспоминания, создавать атмосферу релаксации и безмятежности.                                                                                                              Окружающий нас мир звуков удивителен. Мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и «невкусный                                                                        
Объект исследования: физическое явление - звук.                                                      Предмет исследования: использование знаний о звуке в игровой деятельности.
Гипотеза: свойства звука можно использовать в игре.
Методы исследования: сбор информации из разных источников, беседы, работа с литературой, просмотр видео фильмов, использование интернета, рассматривание иллюстраций, экспериментирование.
Цель проекта: способствовать развитию у детей представлений о физических явлениях окружающего мира. Познакомить детей с физическим явлением – звук.
Задачи:
·         определить причины возникновения звука;
·         определить источники происхождения звука;
·         определить характеристику звука;
·         изучить свойства звука: как сделать звук громче, тише;
·         изучить способы передачи и приема звука;
·         способствовать накоплению познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность;
·         развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
·         использовать полученные знания в играх;
·         обогащать и систематизировать познавательный опыт детей;
·         привлечь родителей к работе над проектом;
·         воспитывать  трудолюбие, усидчивость, коллективизм, желание  внести личный вклад  в общее дело для достижения цели.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации проекта:
       Развитие исследовательской активности дошкольников обуславливается принципами, которые определяют содержание и реализацию проекта.
·         Педагогическая поддержка и стимулирование исследовательской активности ребенка.  Расширяются источники познания: обращение к личному опыту, опыту взрослых, книгам, иллюстрациям, результатам экспериментирования.
·         Принцип соблюдения баланса знаний детей. Он заключается в поисковых знаниях ребенка, направленных на интересующий его объект для получения новых сведений о нем.
·         Принцип насыщения образовательного процесса разнообразными предметами, материалами, проблемными ситуациями, требующими исследовательского поиска и экспериментирования.
·         Принцип опоры на актуальные интересы детей дошкольного возраста. Интерес представляют разнообразные игры, сказочные фантазийные ситуации, фокусы, в которых столкновение противоречивых фактов вызывают у детей недоумение, активный поиск ответа на возникший вопрос, исследование ситуаций.
·         Принцип реализации исследовательского подхода дошкольников в разных видах деятельности.
·         Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм организации экспериментирования, объединения детей в исследовательские группы.
·         Принцип непрерывности исследовательской деятельности дошкольников.
·         Организационно - деятельный подход: обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы. Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в работе с дошкольниками требуют соблюдение определённых дидактических принципов.
·         Сотрудничество Организации с семьёй.  Во время предварительной работы было проведено родительское собрание, на котором родителям была разъяснена суть метода проекта и его значимость для развития личности детей. Познакомили с основными этапами проектной деятельности и формами возможного участия в ней,  консультации.
·        Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

     Предполагаемый результат:
Дети:
·         дети узнают о возникновении звука, о том, что звуки имеют различные источники происхождения. Изучат характеристику звука, его свойства, способы передачи и приема;
·         накопят познавательный опыт через исследовательскую деятельность;
·         обогатят и активизируют словарный запас;
·         научатся наблюдать, анализировать, делать выводы;
·         используют полученные знания в игре.  
  Родители:
·         создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой;
·         создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по познавательному развитию дошкольников;
·         участие родителей в подготовке викторин, конкурсов. Совместное с детьми творчество по изготовлению игрушек – шумелок, созданию плаката «Звуки живой и неживой природы»;
·         расширение  кругозора.
 Воспитатели:
·         повышение профессионального мастерства;
·         повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
·         пополнится дидактический материал по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе.

Новизна проекта заключается в следующем:
·         работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»;
·         инсценировка сказок – шумелок;
·         создание мини – музея «Звучащие игрушки»;
применение самодельных игрушек в игре.


Необходимые материалы:
·         цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;
·         разнообразные сосуды, емкости;
·          бросовый природный материал (дерево пластмасса, металл, ткань, бумага и т. д.);
·         будильник;
·         магнитофон для прослушивания аудиозаписей.
                                  Этапы работы над проектом
Подготовительный этап.
1.Обсуждение с детьми: познакомившись с мультипликационным героем Наураша, маленьким гением, исследователем и конструктором, ребята захотели не только экспериментировать, но и применить полученные знания в игре. Игра помогает педагогам в игровой форме объяснить детям свойства и явления, становится инструментом для расширения детского кругозора. Узнав, что из спичечных коробков можно сделать телефон, который будет действовать, дети задались вопросами: «Как, почему?». Чтобы ответить на эти и другие вопросы мы наметили план работы, распределили обязанности между участниками.
2.Обсуждение с родителями:
·         сбор информации и познавательной литературы по данной теме;
·         предложили совместно с детьми изготовить звучащие игрушки;
·         создать совместно с детьми плакат «Звуки живой и неживой природы».

3. План работы:
·         сбор информации;
·         исследовательская деятельность;
·         изготовление самодельных звучащих игрушек;
·         создание альбомов из детских рисунков по данной теме;
·         использование полученных знаний в играх;
·         подведение итогов, выводы;
·         презентация проекта.
Основной.
      Теоретический.
·         Обсуждение цели и задач проекта.
·         Создание необходимых условий для реализации проекта.
·         Расширение представлений детей о физическом явлении звук.
·         Сбор информации: беседы со взрослыми, чтение литературы, просмотр видеофильма, использование интернета, рассматривание иллюстраций; прослушивание в аудиозаписи звуков природы, улицы, музыкальных произведений и т. д..
·         Создали уголок экспериментирования «Почемучка».
·         Приготовили оборудование и материалы для ознакомления со свойствами звука.
·         Подобрали познавательную литературу.
·         Провели беседы: «Как возникает звук?», «Звуки и шумы», «Что такое эхо и как оно появляется», «Как мы слышим различные звуки», «Звуки вокруг нас», «Почему и как надо беречь уши».
·         Читали произведения: Е. Клюева «Ужасно скрипучая дверь», Т. Рождественской «Сказочная страна», В. Драгунского «Заколдованная буква», «Легенда об эхе», «Весенние ручьи», «Крылатые песни», «Тетеревиные ноты», «Певица», «Барабанщица», «Все хотят петь» Н. Сладкова и т. д..
·         Проводили дидактические игры: «Создай свою мелодию», «Слушать, слышать и угадывать», «Угадай, что шумит», «Звуковые эффекты», «Узнай по голосу», «Необычная песенка», «Угадай, на чем я играю» и др..
·         Прослушивали  аудиозаписи различных музыкальных произведений («Дождик» Е. Тиличеева, «Дятел» В. Мурадели, «Ручеек» Э. Грирг, «Жаворонок» П. Чайковский и др.), а также голосов птиц, звуков улицы, природы.
·         Прослушивали звучания различных музыкальных инструментов.

Практический.

·         Наблюдали за объектами живой и неживой природы, издающими различные звуки.
·         Создали плакат «Звуки живой и неживой природы» (совместно с родителями).
·         Проводили опыты и эксперименты: «Возникновение звука», «Распространение звука», «Сила звучания», «Как усилить звук», «Предметы – помощники для усиления звука», «Передача звука на расстояние», «Танцующий песок» и др..
·         Создали картотеку «Мир звуков».
·         Изготовили, совместно с родителями, самодельные звучащие игрушки.
·         Оформили альбом из детских рисунков «Звуки вокруг нас».
·         Создали мини – музей «Звучащие игрушки».
·         Оформили тематическую выставку детских работ «Любимые музыкальные инструменты моей семьи».
·         Провели игры – викторины «Музыкальные и немузыкальные звуки», «Звуки природы, улицы, дома».
·         Показали с  детьми сказку – шумелку «Теремок» для малышей.
·         Создали картотеку игр «Мир звуков»
·         Организовали концерт «Оркестр забавных инструментов».
·         Пополнили методический материал.

 Заключительный.
·         Подведение результатов и выводов. В результате проекта дети узнали о возникновении звука (дрожащие предметы). О том, что звуки имеют различные источники происхождения. Изучили характеристику звука, его свойства, способы передачи и приема. Работа над проектом способствовала умственному развитию дошкольников, обогащению познавательной сферы, развитию у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, развитию общения, обогатило и активизировало словарный запас дошкольников, способствовала умению детей извлекать звуки из различных источников.
          Была отмечена заинтересованность и активное участие родителей в работе над проектом: в изготовлении шумовых игрушек, в выставках, в создании плаката, подборе литературы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, делятся полученными знаниями со сверстниками.
·         Презентация проекта.

Продукты проекта:
·         самодельные звучащие игрушки;
·         плакат «Звуки живой и неживой природы»;
·         альбом «Звуки вокруг нас»;
·         мини – музей «Звучащие игрушки»;
·         картотека игр «Мир звуков»;
·         самодельный спичечный телефон и рупор для сюжетно – ролевых игр;
·         подборка литературы.

Перспектива распространения проекта:
·         узнать где применяются неслышимые звуки, что такое акустика, чем измерить звук, как рыбы разговаривают, что такое гидролокатор?
·         Публикация на сайте МБДОУ № 14.
·         Участие в конкурсах.
Список литературы:
·         «Неизведанное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.
·         «Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира» (перевод с английского Динары Селиверстовой).
·         «Умные занятия» Е. Синицин.
·         «Исследовательская деятельность дошкольников» С. Д. Кириенко, А. С. Микерина.
Приложение.
Картотека опытов.
1.«Музыка или шум?»
Цель. Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные     и шумовые звуки.
Оборудование. Металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики. коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.
- Дошкольники рассматривают предметы ( музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают 1-2 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию, дети пробуют её узнать. Педагог выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику? (нет). Как назвать то, что получится? (шум). Дети рассматривают коробочки со звуками, заглядывают в них и определяют, одинаковые ли будут звуки. ( Нет, так как разные предметы «шумят» по разному.) Затем дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза. Остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок угадывает название музыкального инструмента
2. «Почему все звучит?»                                                                                                                  Цель. Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Оборудование. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна ( гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан. Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов.
Дети выясняют, есть ли голос у линейки (если её не трогать, она звук не издаст). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается) Выясняют, как заставить звучать натянутую струну (подергать), а потом замолчать (зажать рукой или каким либо предметом) Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, не сжимая пальцами. Выясняют, что почувствовали. (Звук заставил дрожать бумагу, пальцы это почувствовали.) Вывод: звучит только то, что дрожит  Дети разбиваются по парам. Один ребенок выбирает предмет и заставляет его звучать, другой пальцами проверяет наличие колебания и знакомым способом останавливает его.                                                                                                                                                   3.«Откуда берется голос?»                                                                                                                        Цель. Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.                                                                                                                                  Оборудование. Линейка с натянутой тонкой нитью. Схема строения органов речи.                                - Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла.) Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было. Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи ( связки сравнивает с натянутыми нитками: чтобы сказать слово. надо, чтобы «ниточка» тихонько задрожала) Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, из неё извлекается тихий звук. Если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громким. ( Дёрнуть посильнее и звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, и можно повредить. ( Сравнение с нитью) Разговаривая спокойно, мы бережем голос.
4.»Как распространяется звук?»
Цель.  Объяснить, как распространяются звуковые волны.                                                     Оборудование. Емкость с водой, камешки, шашки ( или монеты), стол с ровной поверхностью, глубокая емкость с водой или бассейн, тонкостенный гладкий бокал с водой ( до 200 мл) на ножке.                                                                                                                                                             - Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. ( Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели  (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Опыт с шашками, вывод: ( Последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы. Также звук передается по воздуху) Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном, второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивает, сколько камешков брошено и как он догадался. 9 Услышал три удара, их звуки передались по воде). 
5. «Как сделать звук громче?»
Цель. Выявить причину усиления звука.
Оборудование. Пластмассовая расческа и рупор из картона.                                                               --Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий. слабый. Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче. Что чувствую пальцы? Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче. Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. ( Звуки получаются разные по силе). Дети играют в игру «Ау!», прикладывая руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. Стал ли звук громче? (Да) Какой прибор используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (рупор)Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без рупора, затем с ним. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.
6. «Коробочка с секретом»
Цель. Выявить причину ослабления звука.                                                                                 Оборудование. Коробочка с мелкими предметами из разных материалов или крупами, одна коробочка с «секретом» - внутри она полностью обложена поролоном.
- Педагог предлагает отгадать по звуку. Что находится в коробочке. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. ( Звук резкий, громкий – металл, шуршащий – крупа) Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие предметы из металла, закрывает и ставит в один ряд с остальными, меняя все местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку.( звук глухой, нехарактерный для металла) По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез ( он, как бы «застрял»л в поролоне) Дети изготовляют коробочки с «секретом», обвертывая их поролоном, поверяют их звучание и сохранность «секрета». ( Звук стал глуше, тише, неопределённее). – Если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных? ( Накрыть будильник чем-то мягким: подушкой, одеялом)
7. «Где живет эхо?»
Цель. Подвести к понятию возникновения эха.                                                                            Оборудование.  Пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и      металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.                                                                                                          - Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. ( В лесу, в арке дома, в пустой комнат).Проверяю с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает ёмкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум. ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. ( Да, звуки повторяются) Затем заполняют емкости тканью, веточками. ( нет, эхо исчезло) .  Дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки.) Если ударяется о твердые предметы, не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы0.То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха Выясним, почему в пустой комнате эхо живет, а заполненной мягкой мебелью – нет. 
8. «Кукарекающий стакан»                                                                                                                                    В этом опыте мы сделаем с вами устройство, которое будет кукарекать как петух. Что понадобится: нить бумажный стаканчик скрепка (канцелярская) шило, влажная салфетка.Так же как и в предыдущем опыте проделайте отверстие в центре дна стаканчика. Отрежьте нитку длиной 50-60 см. Привяжите скрепку к одному концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз.Что вы при этом слышите? Да, кричит петух! Если ничего не слышно, значит салфетка не достаточно влажная – намочите ее и попробуйте еще раз. Этот опыт потребует от вас некоторой сноровки, Когда влажная салфетка скользит по нитке, она создает вибрации, которые поднимаются вверх, достигая донышка стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Как и в предыдущем опыте колебания передаются воздуху внутри стаканчика. Форма стаканчика усиливает звук, и мы слышим довольно громкое «кукарекание», раздающееся из стакана.
9. «Можно ли увидеть звук?»                                                                                                          Оборудование. пластиковая бутылка, пищевая пленка, резинка, свеча.                                                Звук можно не только услышать, но и увидеть. Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой,  зажжжем свечу, придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см. Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке.  СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.
10. «Звучащий стакан»                                                                                                                                 Цель эксперимента: Сравнить скорость звука в твердых телах и в воздухе.                                   Оборудование: пластмассовый стакан (хорошо получается и с граненым стаканом), резинка в форме колечка.
Ход опыта. Наденьте резиновое колечко на стакан, как показано на рисунке. Приложите стакан дном к уху. Побренчите натянутой резинкой как струной. Итоги: Слышен громкий звук. ПОЧЕМУ? Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания гораздо медленнее распространяются через воздух — газ, — чем через твердые или жидкие тела. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу стакана, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.
11. «Струнный инструмент из бумажного стаканчика,»
Оборудование.                                                                                                                                      Нить бумажный стаканчик скрепка (канцелярская) шило.                                                                      -Отрежьте нитку длиной 15-20 см. Натяните нитку в руках таким образом, чтобы у вас появилась возможность одним или лучше двумя пальцами дергать ее как струну. Какой получается звук? Попробуйте натянуть сильнее. Изменился звук или нет? Проделайте отверстие в центре дна стаканчика с помощью шила или кнопки и пропустите сквозь него нитку. Привяжите скрепку к тому концу нитки, который проходит через внутреннюю часть стаканчика. Вытяните нитку с другого конца, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. Прижмите стакан горлышком к уху и, натянув нитку, одним пальцем дергайте ее. В первом случае, когда вы дергали нитку, начали колебаться только те частицы, которые находились в непосредственном контакте с ниткой. Поскольку таких частиц не так уж и много, звук получился мягкий и тихий. Когда мы добавили стаканчик, колебания нитки передались ему, поэтому весь воздух, заключенный в стакане, начал колебаться, и звук получился более глубокий.
12. «Голоса расчесок»                                                                                                                                          Высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела. Возьмите три расчески с разной частотой зубьев. Если вы будете проводить их зубьями по куску плотной бумаги, открытки или по куску целлулоидной пленки, то в зависимости от частоты зубьев услышите звук различной высоты. Та расческа, которая имеет крупные зубья, расположенные не очень часто, звучит более низким тоном, чем та расческа, у которой зубья мельче и частота их больше. А расческа с очень частыми зубьями (такую расческу обычно называют "частый гребень") звучит еще выше. Чистого музыкального тона в этом опыте вы не добьетесь, но разницу в высоте звука заметите хорошо.                                                                                                                                                                13. «Усилитель звука из воздушного шарика».                                                                 Оборудование. Воздушный шар.                                                                                                                                               -Тихий звук может наделать много шума, если вы воспользуетесь хорошим проводником звука. Проведите эксперимент с воздушным шариком и своими собственными ушами, чтобы узнать, как это работает и причем тут физика.                                                                                              1.Надуйте воздушный шар.                                                                                                                 2.Держите шар близко к уху и слегка постучите ногтем с другой стороны.                                        Что происходит?   Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик, вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.
14. «Как появляется песенка?»
Цель. Выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.
Оборудование. Ксилофон, металлофон, деревянная линейка.
     -  Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию ( Например: «Чижик-пыжик»), затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. ( Первый раз – нежнее. Второй – грубее) Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, повторяем эту же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее, (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенке встречаются высокие и низкие звуки.
15. «Почему Мишутка пищал?»
Цель. Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.
 Оборудование. Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку, нити разной толщины, закреплённые одним концом на деревянной подставке ( или привязанные к любому тяжёлому предмету).
    - Педагог вместе с детьми вспоминает сказку Л.Н.толстого «Три медведя» (Педагог имитирует голоса героев, изменяя высоту голоса) Затем дети изображают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Какими были у них голоса? (У М.И. – грубый, громкий., У Н.П. – не очень грубый, У мишутки – тоненький. Он не говорил, а пищал.) Выясняем, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминаем, в результате чего появляется звук речи.  (Дрожании голосовых связок) Дети выбирают соответствующие голосам персонажей струны, объясняя свой выбор. Затем привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Педагог предлагает из набора нитей выбрать ту, которая будет звучать, как голос М.П., Н.П, Мишутки. Задание выполняется подгруппами.
16. «Поющая струна».
Цель. Выявить причину возникновения высоких и низких звуков (частота звука)            Оборудование. Проводка без покрытия, деревянная рамка.                                                                             - Дети с помощью взрослого закрепляют на деревянной рамке проводку, слегка натянув её. Дергая проводку, слышат звук, наблюдают с частотой колебаний. Выясняют, что звук получается низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. ( Стал тоньше, проволока дрожит чаще) Меняя натяжение проволоки, ещё раз проверяем зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.
17. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
Цель. Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)        Оборудование. Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.                           - Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звуков. Дети обращают внимание на частоту звуков и размер расчёсок. Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий, у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют из величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з». у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.
18. «Почему мышонок не услышал щуку?»
Цель. Выяснить причину разного восприятия звуков человеком и животными.                   Оборудование. Очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к « Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.
- Дети вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, как поет» А какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха) Дети говорят, что у разных животных перепонка – разная. Педагог предлагает представить, что что перепонка может быть разной по толщине, как бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень высоких и очень низких звуках, которые ухо человека слышать не может, а некоторые животные их воспринимают. 
19. «Спичечный телефон»
Цель. Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.
Оборудование. Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками
- Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков потягивается нить, закрепленная с двух сторон с помощью спичек. Натягивают нить и пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит, другой, приложив ухо – слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, те кто участвуют в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих ( по коробкам) приложит палец к нити, к коробку. ( Палец ощутит колебания) Дети узнают. Что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего, так как звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает, (Звук передается только при дрожании нити)





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Театрализованное представление "Уральская ярмарка".

Картотека театрализованных речевых игр.