Учим состав числа дома.
Учим состав числа дома.
К первому
классу дети должны знать, что 10 можно разложить на 1 и 9, 5 и 5, 8 и 2, 7 и 3,
6 и 4, а 9 состоит из 5 и 4, 6 и 3 и так далее. Запомнив все парные сочетания в
числах первого десятка, ребенок с легкостью освоит сложение и вычитание.
Научившись раскладывать числа на части, малыши легко справляются с примерами.
Например, с такими: 2+3=5 или 4+1=5. Ребята знают, что состав числа 5 — это 2 и
3 или 4 и 1, поэтому считают быстро и без ошибок. Следовательно наша с вами задача выучить с детьми состав
числа. Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться
любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то, как бы идём в обратном
направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим
определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался
именно этот результат.
Я предлагаю
действовать в таком порядке.
- Объяснить наглядно, как при
одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе —
уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда
фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки
из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12),
строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т.п.
- Ребёнок обязательно должен
записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа,
проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми
(7+1 и 1+7, например).
- Очень советую сделать для
закрепления состава числа карточки вида
7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8
Отдельную
карточку на каждый пример. Зачем? Карточки с составом числа дают нам много
возможностей для заучивания комбинаций. Например:
- Раскладываем карточки по
порядку.
- Просим ребёнка все их назвать.
- Переворачиваем, кладём карточки
лицевой стороной вниз.
- Просим ребёнка их припомнить.
- Открываем, проверяем, хвалим!
Сделать
столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно
буквально по нескольку минут, между делом.
А теперь
будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены
на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.
Задание 1. Даем листок с примерами, где есть и
те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди
все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие
примеры сейчас не обращай внимания».
Задание надо
выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух
раз через промежуток времени).
Задание 2. Снова даём ребёнку листок с
примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И
просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже
«помнит».
Наблюдаем. Делаем
выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура,
получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.
Теперь нас
ждёт непростой момент — мы должны научить ребёнка решать примеры на вычитание,
используя знание состава числа.
Если мы
помогаем первокласснику, необходимо использовать математические термины: «Когда
мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А
что такое пример на вычитание? Это когда мы знаем сумму и знаем одно слагаемое,
а второе слагаемое не знаем. Как его найти? Для этого из суммы мы вычитаем
известное слагаемое.
Но если ты
помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить. Мы
с тобой выучили состав числа 8. Ты помнишь все комбинации? Перечисли!»
Ребёнок
отвечает:
7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8
«Молодец! А
теперь давай будем менять числа местами! Наши примеры будут на вычитание,
поэтому сумму 8 мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать можно только
из самого большого числа! Вычитать будем одно из слагаемых, а второе будет
получаться в ответе. Давай попробуем: называй любой пример на сложение с
ответом 8!»
5 + 3 = 8
«Сейчас мы с
тобой будем „прятать“ одно слагаемое, делать его неизвестным. Что у нас
получится:
8 — 5 = ?
Правильно,
3! Второе слагаемое!
Давай
попробуем ещё раз:
6 + 2 = 8
А сколько
будет:
8 — 6 = ?
Правильно, 2
— второе слагаемое!».
На этом этапе
я даю детям вот такие примеры:
6 + 2 =
2 + 6 =
8 — 2 =
8 — 6 =
5 + 3 =
3 + 5 =
8 — 3 =
8 — 5 =
Такая
последовательность примеров помогает ребёнку осознать связь сложения и
вычитания. И опять же — всё направлено на запоминание. Когда мы решаем примеры
на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить. Припоминать — быстрее!
Момент связи
сложения и вычитания очень важен для решения уравнений. Если ребёнок не
улавливает эту связь, ему будет трудно решать уравнения.
7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8
2 + 6 =
8 — 2 =
8 — 6 =
3 + 5 =
8 — 3 =
8 — 5 =
Комментарии
Отправить комментарий