НОД «Краски осени»
Образовательная область: «Музыка и художественное творчество»
Цель: систематизировать знания детей об осени, обогащение словарного запаса детей путем познания окружающего мира.
Образовательные задачи:
· закрепить знания детей об осени и её приметах;
· закрепить умение детей отвечать на вопрос полным предложением, согласовывая все части речи;
· закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным, глаголы к существительным.
· прививать навыки художественного творчества;
· развивать навыки слаженного пения;
· закреплять навыки ритмичных движений под музыку.
Развивающие задачи:
· развивать коммуникативные навыки, развивать плавность и выразительность движений;
· совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, память, внимание, мышление;
· развивать слуховое внимание при восприятии неречевых звуков
Воспитательные задачи:
· воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, устойчивый интерес к окружающему миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
· воспитывать художественный вкус.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
· Пополнить литературный багаж стихотворением, рассказом.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
· Формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний об осени, ее признаках)
Образовательная область: «Физическое развитие»
· Предупредить психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности;
· создать оптимальные условия для двигательной активности.
Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»
· Формирование готовности к самостоятельному выбору и решению; воспитание культуры взаимоотношений.
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, сказок об осени, рассматривание иллюстраций по теме, экскурсия в парк.
Ход.
Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать. Слушайте внимательно.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет,
Она же и деревья раздевает,
Ребята, когда это бывает? (Осенью)
Вот и мы с вами сегодня будем говорить об осени, о ее красках. Но для начала сделаем небольшую артикуляционную гимнастику.
Влево, вправо (проткнуть язычком левую щеку, затем правую)
Раз, два (еще раз левую, еще раз правую щеку)
Вверх, вниз (проткнуть язычком верхнюю губу, затем нижнюю)
Язычок, не ленись! (еще раз верхнюю губу, еще раз нижнюю губу)
Губы просыпайтесь! («вибрато» губами)
Ротик, открывайся! (широко открыть рот)
Язычок, покажись (высовывать язык вперед и убирать назад)
И зубов не страшись! (покусывая всю поверхность языка)
А зубы-то, а зубы
Кусают даже губы (покусать нижнюю губу по всей поверхности)
Кусаются, кусаются
И не унимаются (покусать верхнюю губу по всей поверхности)
А губы то хохочут (в улыбке открыть верхние зубы)
То сильно обижаются, (обиженное выражение)
То весело хохочут (в улыбке открыть верхние зубы)
То снова обижаются. (вывернуть нижнюю губу)
Зубам надоело кусать-
Стали язык жевать. (пожевать язык боковыми зубами)
Язычок – не лист капустный
И совсем, совсем невкусный!
Зубки, зубки успокойтесь,
Хорошенечко умойтесь, (провести языком между верхней губой и зубами)
Не сердитесь, не кусайтесь (провести язычком между нижней губой зубами)
А вместе с нами улыбайтесь! (улыбнуться)
Песня «Осень, осень, 123»
Наступила после лета
Осень, осень.
Мы ее о разных красках
Спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят.
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Краски радуги-дуги
Яркие, цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
С неба льется чаще, чаще
Дождик, дождик.
Мы раскроем поскорее
Зонтик, зонтик.
Плачут-плачут тучки
Кап-кап-кап.
Лица грустные у мам и пап.
Лица грустные у детворы
От осенней слякотной поры.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Краски радуги-дуги
Яркие, цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
Ля-ля-ля-ля...
Наступила после лета
Осень, осень.
Мы ее о разных красках
Спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят.
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль. - 3 раза
Расскажите, ребята, по каким приметам мы узнаем, что настала осень. (Дети называют приметы)
Ребята, у осени три месяца. Какие? Каждый месяц по-своему красив. Для каждого осень-художница нашла свои, особые краски. Ребята, а какую осень мы знаем? (Раннюю, золотую и позднюю).
На экране картина И. И. Левитана «Золотая осень» в черно-белом варианте.
Вед. Ребята, посмотрите дождь смыл все краски с картины. Что же делать?
Жёлтая краска Ну
что ж, хоть Осень наказала,
Поспорить нам здесь не мешало,
Какая краска всех главней,
Всех ярче, лучше и нужней.
Красная краска Я-Красная,
я ярче всех,
Имею осенью успех.
Покрашу гроздья у калины
Нарядной сделаю осину.
В саду на яблоки взгляни:
Вмиг стали спелыми они
В почёте Клюква у меня
И мухоморы мне друзья
Ты обойди весь белый свет,
Но ярче Красной краски нет!
Жёлтая краска.
И
все же Желтая-главней!
Я Осени всего нужней!
Деревья в золоте стоят
Листочки нежно шелестят
Чудесный желтый листопад,
Ты оторвать не можешь взгляд
Вот жёлтые подсолнухи
И жёлтая трава.
И золотою краскою
Зовут меня не зря!
Зелёная краска.
Но осенью и я сгожусь!
Зелёным цветом я горжусь.
Моя зелёная трава
Заметна всем издалека.
И листья ранней осенью
Зелёный цвет не сбросили.
А сосны с ёлками-мои,
В любое время зелены!
А потому и я важна,
И тоже Осени нужна! ( машет веточками, зовет всех к себе)
Вед. Коричневая, что
молчишь?
Не хвалишься и не кричишь?
Коричневая краска. А
я хвалиться не люблю
И спорить с вами не хочу
Хоть и коричневая я,
Но любит Осень и меня!
Я крашу шляпки у грибов,
У толстеньких боровиков.
И жёлуди -мои друзья
Им краска нравиться моя.
Хоть яркой я и не зовусь,
Но всё же цветом я горжусь!
Красная краска
Смотрите краска серая,
Глядит на нас с опаской
Зелёная краска
А
потому, что Серая
Придумана напрасна.
Серая краска. Я думаю, не
правы вы!
Все краски на земле нужны
Приходит осенью пора
Для Серой краски, для меня
Вот тучи серые плывут
И серые дожди идут
Нередко осенью дружок
Бывает пасмурным денёк.
По серым лужам мы идём
Ненастным и холодным днём
Но Осень помнит про меня,
И тоже серая нужна.
Оранжевая краска.
Не спорьте
милые друзья
Всех ярче здесь конечно, Я!
Оранжевая краска
Видна из далека
Своим весёлым цветом
Рябину крашу я.
В осинник осенью зайдёте,
Там подосиновик найдёте.
Его оранжевый берет
Всех ярче. Это мой ответ.
Эй листья золотые,
Друзья мои родные
Сюда скорей летите
Нам танец подарите!
Танец с листьями
В. Ребята, посмотрите, а наша картина приобрела цвет! Много художников посвятили свои картины этому времени года. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины, которую написал Исаак Ильич Левитан.
Открывается репродукция картины и дается возможность детям самим полюбоваться ей (В это время можно поставить фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Музыка должна звучать не очень громко).
В: Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)
В: О чем эта картина?
Д: Об осени.
В: Какая же здесь нарисована осень?
Д: Нарядная, золотая, веселая, красивая.
В: Как вы думаете, как художник назвал свою картину?
Д: приводят свои ответы
В: Да, художник назвал эту картину «Золотая осень). А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»?
Д: приводят свои ответы
В: Какие цвета он использовал?
Д: Много желтых, оранжевых красок
В: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?
Д: Теплые, радостные веселые.
А как можно разделить осень по цветам? (Дети отвечают, показывая цветовую схему, ранее приготовленную. Ранняя осень – это преобладание зеленого и немного желтого цвета. Золотая – желтый, красный, оранжевый и немного зеленого, а поздняя – белый или серебристый)
Да, действительно, осень бывает такая разная, только осенью бывает такое буйство красок! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья уже опали, тогда выпадает первый снежок – вестник зимы. Все эти переодевания бывают осенью. Сейчас мы с вами послушаем два музыкальных произведения итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». Послушайте отрывок из первого произведения, подумайте и скажите какое настроение этого музыкального произведения.
А.Вивальди "L'autunno" (Осень) I часть – Allegro («Времена года»).
Какое настроение у этого музыкального произведения? (Веселое, радостное, светлое, игривое). Да, ребята, пьеса полна света, жизнелюбия. Музыка звучит легко, радостно. Как вы считаете, какую осень она изображает?
А теперь послушайте другой отрывок из цикла «Времена года» и определите его настроение.
А.Вивальди "L'autunno" (Осень) II – Adagio molto («Времена года»)
Какое настроение у этого музыкального произведения? (Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее). Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно. Как вы считаете, характер этих двух произведений одинаковый или различный? (Характер у них разный. В первом произведении – светлое, полетное, радостное, во втором – грустное, печальное, сумрачное)
А сейчас немного отдохнем, сделаем гимнастику для глаз.
Вот стоит осенний лес! (Смотрят вперед)
В нем много сказочных чудес (Круговые движения глазами)
Слева сосны, справа дуб (Не поворачивая головы, смотрят влево, вправо)
Дятел сверху, тук да тук (Выполняют движения глазами вверх-вниз)
Глазки ты закрой открой (Закрывают и открывают глаза)
И скорей беги домой (Быстрое моргание глазами)
Осень подарила нам много красоты, украсила деревья, поля, все одела в золото, только уж очень часто плачет она. Давайте приготовим осени подарки, быть может, ей станет веселее, и дожди станут идти намного реже.
Дети рисуют осень
В конце детям раздаются дары осени.
Комментарии
Отправить комментарий